«Лидеры России» — всероссийский конкурс управленцев, проводимый в рамках программы «Россия — страна возможностей». Каждый финалист получил грант в размере миллиона рублей на повышение квалификации или образовательную программу. А победители получили персонального наставника из числа лучших управленцев России, с которым могут консультироваться в течение года.

Мы поговорили с каждым из трех победителей из Волгограда и узнали: как проходил конкурс и какой опыт они получили, что представили в рамках проекта «Сердце Лидера», кого выбрали себе в наставники и что они думают про Волгоград и перспективы его развития.

Игорь Андреев, 55 лет

Мой общий трудовой стаж – 37 лет. Я работал в сфере безопасности в Центральном банке России, затем 10 лет в иностранной компании Heineken на территории России. Сейчас работаю директором по безопасности ООО «Гермес-Ритейл» в Волгограде.

Одним из побудительных мотивов для участия в конкурсе «Лидеры России» для меня стало, так скажем, беспокойство за державу. Я вижу, что у нас большие проблемы с воплощением в жизнь требований жителей нашей страны. Именно на уровне местного самоуправления. С глубоким уважением отношусь к нашему президенту, но он один из немногих управленцев нашей страны, к которым я так отношусь. Основная проблема в том, что зачастую мнение тех, кто живет на этой земле, не интересует тех, кто принимает решения. Интересуют их только ключевые показатели эффективности.

Что в полуфинале, что в финале конкурса необходимо было решать различные кейсы. Но решение кейсов — не сама цель. Кейсы — это некая прорешенная заранее ситуация и ее развитие — финальный результат. В Сочиприехали 300 самых крутых управленцев со всей страны. Для решения этих кейсов их посадили за стол. А они все разные: мальчики и девочки, молодые и люди с опытом, холерики и сангвиники, интроверты и экстраверты, молчуны и говоруны. Они все должны найти точку соприкосновения, обсудить ситуацию, набросать варианты решения, договориться идти по определенному пути и преподнести это как готовое решение. Это очень сложная задача.

«Действительность превзошла мои ожидания перед уроком. Как вы оцените вопрос тринадцатилетнего мальчика, который спросил меня — какова роль харизмы в становлении лидера?»

В финале над одним из кейсов мы работали с наставниками, за каждым столом сидел серьезный человек. На сорок столов приехали сорок руководителей — вице-премьеры, министры, губернаторы. Каждый представил кейс, связанный с его деятельностью. Я работал за столом с руководителем «РосАтома» Лихачевым Алексеем Евгеньевичем. Мы в течение часа решали бизнес-кейс по стратегии развития северного морского пути. Причем месяц спустя после того, как мы прошли этот кейс, результат обсуждался на межправительственном, а позже на международном уровне.

Финалистам была дана возможность выбрать потенциальных наставников. У меня был выбор из двадцати возможных. Моим наставником стала Ирина Анатольевна Яровая. Из всех трехсот финалистов, не было ни одного, кто в порыве фальшивой страсти, вскакивал и кричал: «Слава президенту Путину!». Они, конечно, были государственники в какой-то степени. Но все – разумные. Если хвалили, то разумно. И критиковали тоже. Ни одного фанатика или зомбированного человека там не было.

В рамках проекта «Сердце лидера» я организовал сбор книг для детей, которые учатся и живут в школе-интернате № 1 Ворошиловского района Волгограда. Для реализации проекта мы привлекли сотрудников благотворительного фонда «Милосердие» и волонтеров.

Открытый урок в общеобразовательной школе был подставой в хорошем смысле этого слова. Когда мне пришло уведомление о том, что я буду проводить урок в девятом классе, я задумался — какой у меня с ними будет разговор. Хорошо беседовать на одном понятном языке, например, со студентом 4 курса вуза. Это человек, который уже поднабрался опыта, его научили слушать и воспринимать информацию, он в состоянии задать правильный вопрос без стеснения. Девятый класс – это переходный возраст и мне было непонятно, о чем говорить. Но действительность превзошла мои ожидания. Как вы оцените вопрос тринадцатилетнего мальчика, который спросил меня: «какова роль харизмы в становлении лидера?». Класс меня порадовал — глаза у «пионеров» ясные и умные.

Конкретных предложений в связи с тем, что я стал победителем, не поступало. Но была реакция моих работодателей, которые мне сказали: «А какие предложения, ты нам и самим нужен». Могу сказать, что на конкурс едут не за предложениями, а за прокачкой своих soft-skills навыков. Конкурс предназначен для создания неких карьерных лифтов. Для того, чтобы эффективнее использовать человека, который может больше и умеет лучше. Потому что правильнее использовать его на более высокой должности, так как там эффективность его труда будет более высокой.

Вопрос, куда я потрачу образовательный грант — сложный. У меня уже три высших образования. Поэтому в моем случае это должны быть программы, которые идут над высшим образованием. Научная деятельность – аспирантура, докторантура. Но я человек, который не погружался в науку. Я практик, причем узкопрофильный практик, с достаточно редкой специальностью. Есть ряд программ РАНХиГС, так скажем, Высшая школа государственного управления. Кроме того, более приземленные варианты — программы обучения английскому языку. Пока я не определился, что именно выберу.

«После ретеста отсеялось примерно 15% участников. Это те, кто тесты дома проходил с друзьями, семьей или еще кем-то»

В конкурсе действует механизм, согласно которому, перед очным полуфиналом ты проходишь ретест. И, к сожалению, в нашей стране все девять регионов показали удивительно одинаковый результат. После ретеста отсеялось примерно 15% участников. Это те, кто тесты дома проходил с друзьями, семьей или еще кем-то.

Я очень хорошо запомнил слова Сергея Кириенко, потому что они полностью соответствуют моему подходу к жизни. Человек становится старым тогда, когда перестает изменяться. Пока ты готов изменяться, осваивать новое, смотреть — что происходит вокруг, тогда ты абсолютно в тренде. Научишься работать над собой, менять себя и свое отношение к жизни — все будет хорошо.

«Могу предложить вариант, который я озвучивал на интервью телеканалу «Россия». Сделать акцент на туристическом кластере, который может изменить Волгоград»

Тем, кто считает, что регион не развивается и идет застой, могу сказать следующее. Во-первых, я знаю много мест, куда можно съездить и убедиться, что там еще хуже. Во-вторых, а что сделали вы для того, чтобы было развитие? В третьих – город преображается удивительными темпами. Безусловно повлиял чемпионат мира. Дороги, стадион, сквер у Мамаева Кургана, нулевая продольная. Но возьмите пойму реки Царица, храм на Площади Павших Борцов, комплексы безопасности дорожного движения, которые в корне переломили ситуацию с травматизмом и гибелью на дорогах.

Если говорить о глобальных проблемах с трудообеспеченностью и низкой платежеспособностью — да, проблема серьезная. Но кто-то из читателей может сказать, какова роль губернатора, когда все предприятия, построенные в советское время, пришли в упадок? А частный бизнес, который владеет ими, не хочет вкладывать инвестиции в реконструкцию? Да, наверное что-то местная власть должна была сделать в большем объеме с точки рения развития региона. Могу предложить вариант, который я озвучивал на интервью телеканалу «Россия». Сделать акцент на туристическом кластере, который может изменить Волгоград. Это святое, намоленное место с точки зрения крови и слез матерей по погибшим воинам. И неподдельный интерес не только у жителей России, но и по всему миру к имени Сталинграда и к происходящему здесь.

У нас удивительные природные возможности. Река, пляжи, зоны отдыха — которых нет. Для этого нужно создавать мотивирующие льготные условия к развитию сферы услуг. Хотя бы кафе и ресторанов, как в Ростове, к примеру.

С точки зрения региона – необходимо развивать сельское хозяйство, а для этого создавать целевые программы по его развитию. Да, я согласен, по сравнению с соседними регионами — Ростовской областью и Краснодарским краем, мы растем медленными темпами. Надо брать лучшее и использовать передовые подходы. Я надеюсь, что президентские программы будут воплощаться в том числе и в Волгограде.

Андрей Сеидов, 30 лет

Последние пять лет я работаю в областной администрации, и три из них — в управленческой должности. На данный момент возглавляю отдел координации молодежных проектов и программ комитета образования науки и молодежной политики Волгоградской области. Я веду два основных направления: социализация и патриотическое воспитание молодежи.

победитель конкурса "Лидеры России" Сеидов Андрей Александрович

О конкурсе я узнал еще в прошлом году. Но тогда немного поленился, записал видеоинтервью и дело дальше не пошло. В этом году решил полноценно принять участие. Потому что, грубо говоря, хотел порубиться. Раньше часто участвовал в подобных мероприятиях. Потом у меня был период карьерного становления и роста. И вот сейчас решил, что нужно снова пробовать и заходить на новый виток на более высоком уровне.

Для того, чтобы тебя допустили, достаточно записать краткое видеоинтервью. Дальше идет тестирование из трех этапов, после каждого из которых ты можешь вылететь. Первый этап — работа с информацией, второй — знания о России, и третий — управленческий потенциал. Если ты успешно проходишь все три этапа, тебя приглашают в полуфинал.

Полуфинал и финал — это очные мероприятия, где идет решение различных кейсов и задач. Три ротируемые команды, три блока кейсов, в каждом из которых по три различных задания. Первый кейс — коммерческие организации. Второй — социально-ориентированные. И третий — задачи муниципального и государственного управления. В финале все проходит намного интереснее, так как там предлагаются кейсы непосредственно организаций-партнеров: «Сбербанк», «Росатом», «РусГидро», практических всех госкорпораций.

«В России есть недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров не только в управленческой сфере, но и во всех остальных»

В работе с командой, естественно, возникали сложности. Мало того, что все участники лидеры, так еще и серьезные профессионалы своего дела. В большинстве случаев они старше и опытнее тебя. Сложности были связаны прежде всего с какими-то личностными характеристиками участников.

Все финалисты проводили открытые уроки в общеобразовательных школах города Сочи. Я взаимодействовал с учениками одиннадцатого класса. Ребята мне очень понравились, мы пообщались с ними о том, куда двигаться дальше и что делать. Кроме этого в рамках конкурса был проект «Сердце Лидера». Это реализация твоего соцпроекта, которая является обязательной для прохождения в финальную часть конкурса.

Для меня этот проект стал решающим моментом, так как в финал я попал не напрямую. Меня оценивали по моему соцпроекту «Неизвестный Сталинград». Его мы выполняли совместно с еще одним участником из Волгограда — Антоном Пахомовым. Проект заключался в создании интерактивного музея со сбором информации о Сталинграде времен войны. И по большей части с 1943 по 1961 год — времени становления Сталинграда как индустриального культурного центра Юга Советского Союза. Мы представляли его в воинской части, где я служил.

победитель конкурса  Сеидов Андрей Александрович

У всех финалистов появилась возможность поработать совместно с наставником. На этапе подготовки к финалу ты ранжируешь наставников, которые тебе интересны — их чуть более ста. А уже позже они, исходя их наших приоритетов, выбирали себе подопечных. Моим наставником стал ректор Высшей школы экономики — Ярослав Кузьминов.

Что касается образовательного гранта — пока не знаю, какую программу выберу. Надо разобраться с индивидуальным планом развития на пять лет. Сейчас есть возможность поехать в «Сколково», а еще бесплатно учиться на магистра в Высшей школе экономики. В любом случае ближайшие три-четыре года потрачу на образование.

Считается, что конкурс «Лидеры России» был придуман потому, что администрация президента осознала, что ей неоткуда брать новые кадры. И я с этим полностью согласен. Это проблема не только администрации президента, а проблема всей России. У нас недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров не только в управленческой сфере, но и во всех остальных.

«На очной части в полуфинале я достаточно сильно переживал и мне это вышло боком. Я не прошел, хотя очень рассчитывал, и сильно расстроился»

Я считаю, что качества, которыми должен обладать лидер – это, прежде всего, готовность брать на себя ответственность за дело, которым он занимается, и за людей, которые идут за ним. Кроме того, честность, открытость, умение общаться, умение слушать и слышать, умение воспринимать информацию и работать с ней. А еще не бояться – это очень важно. На мой взгляд, проблема современных руководителей в том, что большинство из них колеблется перед принятием решений.

В одном интервью я говорил, что люблю свой город и не собираюсь никуда переезжать. И от своих слов я не отказываюсь. Его есть за что любить. В последнее время он очень поменялся: преобразился центральный рынок, который был в убогом состоянии последние лет двадцать, центральная набережная, парк Пушкина, пойма реки. Появляются общественные пространства, которые востребованы людьми. Очень крутая инициатива с велошерингом. Но большинство людей настолько негативно настроены и критически смотрят на все происходящее, что хорошее не замечают.

финалисты конкурса "Лидеры России" из Волгограда

Чем острее ты заточишь свой глаз видеть хорошее в людях, в ситуациях, в своей работе — тем проще тебе будет жить. У нас всегда пессимистический настрой — все любят критиковать и ругать свой город. Я против этого. Недавно ходил в поход на байдарках по ерику и увидел, какая красивая у нас природа. Всего 50 километров от Волгограда и красота. А все говорят, что здесь только степи. Просто иногда нужно выезжать на отдых не в Турцию и Тайланд, а в область. И смотреть что у нас происходит. Тогда будет понятно, за что любить.

В плане перспектив, работы и зарплаты, конечно, все сложнее. Есть крупные предприятия, где многие хотят работать. Но там несколько чопорно подходят к подбору кадров. Но, как говорится, было бы стремление. Если сидеть на пятой точке и говорить, что тебя никуда не берут — никуда и не возьмут, понятное дело.

Максим Щербаков, 40 лет

После того, как я закончил ВолгГТУ, пошел работать программистом на завод «Ахтуба», а позже на завод тракторных деталей и нормалей. Затем получил диплом магистра и работал в компании «ЮКОС», пока она не перестала существовать. Потом решил создать свою компанию по разработке софта и сопровождения IT-инфарструктуры. В 2009 году я, как молодой предприниматель, участвовал в одной программе, в рамках которой полетел в Бельгию на форум. Оттуда вернулся с контрактом, который, так скажем, приземлил в нашем университете. В ВолгГТУ мы разрабатывали различные проекты, с которыми вышли на государственное финансирование. После результатов выполнения проектов, я защитил докторскую диссертацию и сейчас работаю заведующим кафедры.

победитель конкурса  Щербаков Максим Владимирович

У меня достаточно широкий круг общения с людьми по России, которые так или иначе связаны с наукой. Я знал нескольких, кто уже принял участие в конкурсе «Лидеры России» и видел, что это сильно на них повлияло. Тогда решил — почему бы не попробовать самому. Я записал свое видеоинтервью для конкурса буквально за десять минут до окончания срока публикации. Видеоинтервью — это одно из формальных требований к человеку, в котором нужно рассказать о себе и своих ожиданиях от конкурса. Это некий элемент самодисциплины. Когда человек говорит — да, я хочу принять участие. Ему отвечают — преодолей маленький барьер. И на этом этапе большая часть людей отсеивается. Хотя барьер достаточно легкий.

В финале мы решали кейс компании «Стан», которая разрабатывает для России уникальные станки. Нам поставили задачу — повысить производительность труда людей в этой предметной области. Также я знаю, что кому-то достался кейс от министра науки и образования, который был связан с развитием вуза на периферии. Раньше этот вуз гремел, а сейчас утратил свои позиции. И участники пытались найти решение этой проблемы

Что касается опыта, полученного в результате участия — есть опыт в личной сфере и в публичной. В личной сфере — это серьезные изменения в твоей голове. Ты проходишь большой тренинг с людьми, которые на голову выше тебя. Всем советую такое пройти. Ты видишь, с кем тебе нужно договориться и решить определенную задачу. Все люди разные, а о тебе никто не знает. Ты просто человек в костюме с улыбающимся лицом. Кроме своей головы, бумаги и ручки у тебя ничего нет. Ты должен организовать, убедить и попытаться решить задачу вместе с командой.

«Самая высокая оценка для меня была, когда парень из девятого класса подошел, похлопал меня по плечу и сказал — красавчик»

В публичной сфере — по результатам конкурса я попал в контур проектной деятельности компании «Россети». У них запущена большая программа, связанная с цифровой трансформацией. И мы решаем задачу предиктивной аналитики – пытаемся предсказать, когда генерирующее оборудование выйдет из строя на основе статистики и анализа данных.

Конечно же,  в команде, где все лидеры, работать непросто. Но вопрос в том, какая у тебя цель. У меня была простая — оставаться самим собой. Нас оценивали специальные люди, давали обратную связь — где у тебя слабые и сильные стороны. Мы все разные и сложные. Если получалось использовать сильные стороны каждого, то и решение получалось интересным. Были споры и иногда приходилось отстаивать свою позицию, принимать аргументы оппонента, потому что они были убедительными, и менять свою точку зрения.

Я директор центра дополнительного образования детей и опыт работы с ними у меня большой. Но открытый урок в школе для меня был волнительным, так как это новая аудитория. Мы должны были рассказать о своем опыте, а не просто провести урок математики или физики. И вот, ты задумываешься, достаточно ли твой опыт хорош, чтобы рассказывать им о нем и задавать какие-либо ориентиры? Моя позиция — показывать детям максимум возможностей развития, а они пускай выбирают сами. Самая высокая оценка для меня была, когда парень из девятого класса подошел, похлопал меня по плечу и сказал: «Красавчик».

победитель конкурса Щербаков Максим Владимирович

С 2009 года мы сотрудничаем с университетским колледжем в городе Гиль в Бельгии. Мы с партнерами работали над вопросом — как информационные технологии могут помочь детям с особенностями интегрироваться в общество. И разработали программу, которую в дальнейшем адаптировали под наших детей. Затем выезжали в коррекционные школы Волгограда, Волжского и Котово, чтобы провести лекционные занятия по робототехнике. Дело в том, что у всех детей разный диагноз, а их, грубо говоря, ровняют под одну гребенку и не учитывают их специфику. В коррекционных школах не проводятся занятия по математике и физике. Дети просто не понимают физических законов. В результате нашей работы дети изменили свое поведение, у них уменьшилась агрессия, они стали вспоминать, что было на предыдущих занятиях и ждать новых. Для нас это привычные вещи, а для них революционные.

После этого мы стали сотрудничать со школами для детей с нарушением слуха. Проект, который я представил на конкурсе «Сердце лидера» — мастер классы для детей с такими нарушениями. Когда ты не слышишь, сложно передать смысл слова по одному только написанию и картинке. Мы пытаемся с помощью информационных технологий нащупать механизмы передачи смысла слова. И если докажем эффективность программы, то это может распространиться повсюду.

Моим наставником является Шмелева Елена Владимировна — директор центра «Сириус. Если бы в ходе нашей с ней работы получилось в Волгоградском регионе открыть центр для одаренных детей, я бы считал, что моя работа с наставником приобрела конкретные очертания. А образовательный грант планирую потратить на программу либо в РАНХиГС, либо в «Сколково» — пока выбираю.

«Когда возникают сложности, ты смотришь на этот танк и сопоставляешь свои проблемы с проблемами людей, которые держали оборону Сталинграда»

Будущим участникам посоветую следующее — надо не сидеть на попе ровно и двигаться, потому что время проходит. Не нужно бояться неудачи. Что-то обязательно не получится, нужно сделать из этого выводы и двигаться вперед.

Что касается проблем. Из моего окна на работу виднеется памятник — пушка танка «Т-34». Он меня очень вдохновляет. Когда возникают сложности, ты смотришь на него и сопоставляешь свои проблемы с проблемами людей, которые держали оборону Сталинграда. Понимаешь, что нужно просто идти дальше и не обращать внимания.

Думаю, что в каждом городе есть определенные преимущества. Я за идею малых дел. Придерживаюсь концепции, которую я называю «либеральное пятно». В одном из кабинетов университета со стены как-то осыпалась краска. То, что осыпалось, я назвал либеральным пятном — это в твоих руках взять и исправить. На самом деле, возможностей взять и исправить множество. Было бы желание. Конечно, есть политические моменты. Проблема в том, что людей, которые говорят, намного больше чем тех, кто пытается что-то делать. И, в конечном итоге, к тем людям, которые что-то делают, тянутся и остальные.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас

Будь в курсе всех новостей в нашем городе

You May Also Like

Как провинциальному музыканту стать известным на всю страну. Рассказывает «Элли на маковом поле»

Про популярность, концерты и контракт с самым известным инди-лейблом

Узнать Волгоград заново: зачем нам экскурсии на велосипедах

Всё о маршрутах, ценах и мероприятиях на сентябрь