Не все после окончания школы могут с уверенностью выбрать для себя пусть всей своей жизни. Но в обществе сидит потрёпанный стереотип: «Закончил школу — поступил в ВУЗ — пошёл работать».

Мы решили поговорить с волгоградскими студентами, бросившими свои универы, и узнать, чем их не устроили преподы ВолГУ, какие взятки в Меде и как вообще живётся без диплома.

Валентина Пирогова, ВолГУ

Поступала в ВолГУ, потому что на тот момент никаких других альтернатив не было. А я очень хотела стать переводчиком — именно профессиональным. Единственным схожим вариантом был педагогический университет, но на выходе ты становишься учителем, который преподает два иностранных языка, ты не переводчик.

Первый раз я ушла с четвёртого курса, потому что прилетела из Америки и не захотела сдавать сессию. Точнее, мне было сложно это сделать. Тогда я ещё надеялась переехать в США. Но планы изменились, и спустя месяц я восстановилась на третий курс.

В Америку я ездила по программе workandtravel на полгода. Подразумевалось, что ты там поработаешь, а потом вернёшься обратно и продолжишь учиться. Но Америка мне настолько снесла крышу, что я даже не думала оставаться в России и заканчивать обучение.

С третьего курса ушла уже более осознанно, потому что меня не устраивал уровень образования: представь, ты приходишь на пары, а преподаватель по профильному языку постоянно стебёт тебя за американский акцент.

Это было странно. Он всё время нам говорил, что у нас должен быть британский акцент, поэтому придирался ко мне. При этом сам говорил с дичайшим русским. Что за бред?

«Мы платим за то, чтобы прийти посидеть в университете»

Ещё на тот момент было сложно совмещать работу с учёбой, поскольку работа была для меня первостепенной. А на учёбу я тратила много нервов, ещё и одногруппницы — девочки лет 19-ти, обсуждающие аниме и мемчики в интернете и совершенно не желающие развиваться в сфере перевода.

Наверно, это тоже сыграло свою роль, особенно, в противовес группе моего прошлого курса. Там были безумно классные инициативные девчонки, которые постоянно в чём-то участвовали, что-то переводили, где-то работали.

«Абсурдно ходить в университет ещё полтора года, испытывая такие трудности, чтобы просто получить диплом»

А здесь уровень группы и преподавателей был абсолютно другим. Складывалось ощущение, что мы платим просто за то, чтобы прийти посидеть в университете. Бюджета у нас не было вообще.

Было абсурдно ходить в этот университет ещё полтора года, испытывая такие трудности, чтобы просто получить диплом. Поэтому я отчислилась и переехала в Петербург.

Там поступила на заочку на бюджет в СПбГУПТД. Но лишь для факта диплома, потомучто для переезда в Европу или Америку он необходим. Я сейчас готова потратить несколько лет на карьерный рост и одновременно получать высшее образование.

Ещё в школьные годы мечтала учиться в Питере. Когда мне было лет 15, я впервые съездила туда. Это был октябрь, было холодно, но город мне сильно понравился.

Я решила, что сто пудов буду сюда поступать. Но у моих родителей консервативные взгляды по этому поводу: «Где родился, там и пригодился». И поэтому, сколько бы не спорила, я не смогла их убедить.

Мне нужна была заочка и бюджет, выбора особого не было, поэтому пошла на специальность «Социальная работа с молодёжью». Почему заочка? Потому что я планировала работать. А совмещать работу с очкой — самоубийство. Я это уже проходила, спала тогда по 3 часа в сутки.

Уровень в универе довольно средний. Математичка орёт на всю группу, как ненормальная. Вообще ничего не объясняет, просто сама решает примеры. По английскому детей тоже ничему не учат. Всё это говорит само за себя – это же заочка.

Александра Орлова, ВГИ, ВГИИК

Первым моим вузом был ВГИ — филиал ВолГУ в Волжском, историко-филологический факультет. Поступала, потому что меня туда готовили, в другие вузы не прошла конкурсный отбор.

«Когда поступала, проспала вступительные на бюджет, поэтому пошла на платку»

Ушла со второго курса, потому что вышла замуж. Больше было похоже на то, что сбежала из под родительской опеки. Но причиной ухода был не брак. Откровенно говоря, я плохо себе представляла, чем буду заниматься в будущем, имея такое образование.

Училась на зарубежного филолога. Кажется, что вроде путей много: можно и учителем стать, и переводчиком, и получить учёную степень по литературе или лингвистке. Но мне было 19 лет, и я вообще не имела ни опыта работы, ни представления, как буду применять свои навыки.

Когда поступала, проспала вступительные на бюджет, а потому планировала год поработать, найти себе занятие, понять, что мне нравится, что у меня получается. Однако, родители настояли, и я пошла на платный курс.

Мне ярко запомнилось поступление, которое, мягко говоря, разительно отличалось от бюджетного. Помню пачку денег, которую отец отдал в кассуБыло больно.

За время обучения я потеряла многие навыки, которые были до этого. Только к концу второго курса мы приблизились к тому уровню иностранного языка, который требовался при поступлении на бюджет.

Хотя были и сильные преподы, которые давали свой предмет достойно, однако некоторые прямо застряли в прошлом — лет так на 20 назад. Нам старательно объясняли, что язык — живая структура, которая меняется, но порой давали материал настолько устаревший, что местами было дико.

«Я осознала, что получаю сертификат о том, сколько часов провела в институте»

Кроме того, убивало отношение и самих студентов к учёбе. На первом курсе всему потоку дали темы для курсовых, и лишь единицы сделали их самостоятельно. Хотя эти курсовые были нужны, чтобы понять, как эта форма делается и для чего. Свою тройку получил бы каждый, но большинство людей предпочло заказать себе работу, даже не попытавшись хоть раз сделать её.

Многие мои знакомые студенты и теперь жалуются на продажных преподавателей, которые ставят оценки только за деньги. На что у меня всегда один ответ: «Оценки стали товаром. Пока студенты и их родители готовы платить — этот товар будут продавать».

«Мне нужна бумага, своим образованием я занимаюсь самостоятельно и непрерывно всё это время»

В общем, я чётко осознала, что получаю сертификат о том, сколько часов провела в институте, а мои родители отдают за это свои силы и свою жизнь в денежном эквиваленте. Всё это полностью отбило у меня даже те скромные стремления, которые были в начале обучения. Я посчитала, что зря трачу время и ресурсы семьи.

Замужество дало мне возможность слезть с шеи родителей. Да, жизнь моя сложилась не сладко, первый брак распался, но я не жалею о своём выборе и благодарна первому мужу за возможность сделать шаг вперёд на пути, который сама выбрала.

У меня были знакомые выпускники этого факультета, кто после окончания вуза не преподавал на нём же. Они устроились, в лучшем случае, менеджерами.

За 10 лет ситуация несколько изменилась, и некоторые выпускники нашли себе применение в рамках своей профессии. Но их, увы, единицы. Только самые увлечённые люди, пережив трудные времена для литературы и науки, вернулись на выбранную ими стезю.

Второй вуз был ВГИИК. Оттуда ушла уже после первого курса.

Поступала на специальность руководителя студии народного художественного творчества. Думала, буду заниматься этнографией, историей костюма и другими прикладными видами искусства.

Оказалось, что все прикладные направления занимаются, в основном, академической живописью и рисунком. А все специальные предметы только теоретические, да и специалистов хороших раз-два и забыли. Забрав документы, ушла работать на индийскую передвижную выставку.

«Мне требуется сертификат, подтверждающий навыки, которые у меня и так есть»

И вот, только теперь я действительно поняла, чем хочу заниматься, какое мне нужно образование и, самое главное, зачем оно мне. Сейчас мне требуется сертификат, подтверждающий навыки, которые у меня и так есть. Хочу быть специалистом по работе с молодёжью или вести кружки для детей.

На данный момент подрабатываю в сфере организации праздников, которая в некоторой степени является близкой мне. Поэтому скоро буду поступать в училище или институт. Теперь мне нужна бумага, своим образованием я занимаюсь самостоятельно и непрерывно всё это время.

«Проблем в поиске работы без диплома не возникало»

К сожалению, в нашем обществе, у каждого специалиста должно бытьопределяющее клеймо — диплом. Причём, направление, которое человек закончил, редко имеет большее значение, чем просто наличие высшего образования, вне зависимости от его качества.

Но пока что проблем в поиске работы без диплома не возникало. Моя работа чаще всего находила меня сама. Я человек общительный, у меня масса знакомых и не очень большие запросы. Обычно выбираю не зарплату, а начальство.

Человеку, уверенному в себе, своих силах и готовому учиться, всегда найдётся работа. Не самая престижная, не самая высокооплачиваемая, но с возможностью роста или просто реализации.

Теперь пойду либо на учителя младших классов, а потом на повышение квалификации специалиста по работе с молодёжью, либо снова буду поступать на специальность, связанную с иностранными языками.

Я ни капли не жалею, что бросила вузы. Всякое событие, даже тяжёлое и болезненное, называю опытом, но не ошибками. А всякий опыт полезен. Для меня важно, что в какой-то момент я взяла жизнь в свои руки. Это мои решения, и каждое из них сыграло свою роль в моей жизни.

Анна Белоусова, ВолГУ

Проучилась на филологии и межкультурной коммуникации в ВолГУ первый и второй курсы. Сама я из Волгодонска, родители попросили учиться где-то ближе к дому. Меня не пустили ни в Москву, ни в Питер, в Ростове же не было моей специальности. А из волгоградских универов посчитала, что ВолГУ самый нормальный, да и образование обходилось там не так уж дорого.

«Захотела искать себя, а это нельзя было совмещать с учёбой»

Учили нас прекрасно, на это не жаловалась, но я поняла, что перспектив у моей профессии нет. Тут одна дорога — быть учителем русского языка в школе или университете. А преподавать я тогда была не готова, поэтому решила, что нужно пойти куда-то, где буду чувствовать себя комфортно.

Захотела искать себя, а это нельзя было совмещать с учёбой, поскольку на нашей кафедре были серьёзные преподаватели, которым нужно, чтобы ты много вкалывал и жил филологией эти четыре года.

Но для меня это стало потерей времени. Я хотела специализироваться на литературе, особенно на таком интересном направлении, как рок-поэзия.

А после второго курса нам обещали только углубление в русский язык, что меня уже совершенно не привлекало. Заочного же отделения не было, чтобы я могла совмещать учёбу с чем-либо ещё, поэтому и забрала документы.

Ушла работать моделью, в данный момент нахожусь в Греции по работе. Дальше думаю также идти в какую-то творческую деятельность. Например, в искусство: может, это будет что-то актерское, а может, что-то приближенное к журналистике или вообще арт. Как раз из-за невозможности заниматься двумя любимыми делами я выбрала то, которое мне больше по душе. Поменяла университет на поиск себя и осталась довольна.

Из-за нагрузок на учёбе не было ни сил, ни возможности, ни желания заниматься самореализацией, хотелось просто спать и по возможности учиться. И я взяла такой перерыв, который затянулся, видимо, навсегда.

«Хотелось сделать выбор раз и навсегда, как в браке»

Вообще, филология была выбрана мною не без давления родителей и не без таких вещей, как ЕГЭ, которое я хорошо сдала. В 11 классе было трудно понять, чем хочешь заниматься всю оставшуюся жизнь. Хотелось сделать выбор раз и навсегда, как в браке. И я выбрала то, что получалось у меня лучше всего в школе. Но, к сожалению, это не то, с чем я хочу связать свою жизнь.

Александра Норзунова, ВолгГМУ

Пошла в ВолГМУ, потому что по халатности врачей умер мой брат. Решила, что должен быть хоть один достойный врач. Сначала планировала поступать на лечебное дело, но не попала. Зато туда попали те, кто едва писал на русском. А я поступила на медико-биологический факультет, генетику.

Ушла, потому что сильно нагружали. Спала по 2 часа в сутки, из-за этого попала в больницу и пропустила целую неделю учебы. Её нужно было отработать, а как найти время для отработки в таком графике?

В итоге осталась химия, препод сказала, что просто так даже двойку не поставит. Я сначала не поняла, в чём дело, в потом мне сказали расценки — за зачёт нужно было заплатить 17 тысяч рублей.

Позже узнала, что за экзамен вообще берут 70 тысяч. А факультет, на котором я училась, был и так платным. В деканате, когда забирала документы, обещали с ней поговорить, но мне такая учёба не нужна, там слишком много коррупции.

После меда уехала отдохнуть к тёте в Липецк и там задержалась, устроилась в супермаркет, чтобы занять свободное время. А поступать больше никуда не планировала. Вкладывать такие силы и средства, которые не окупятся за всю жизнь, учиться тому, к чему не лежит душа мне не хотелось. Всё равно, собразованием или нет — зарплата не меняется.

«Пед на то и Пед, что там знают подход к людям»

Спустя шесть лет после меда поступила в ВГСПУ на социально-коррекционную педагогику, и тут мне нравится. Коррупция, конечно, есть, но так не наглеют. Я уже на втором курсе и ещё ни разу не платила, а учусь хорошо — лишь одна четвёрка, остальные пятёрки. Да и отношение здесь другое. В Меде с тобой все обращаются, как с мусором, а в Педе и подскажут, и помогут. Даже банально, если человек читает доклад — в меде мы просто слушали.

Здесь же нас делят на группы, дают каждому карточки с ролью: невежда, специалист, новатор. По окончанию доклада от каждой группы должен прозвучать вопрос, соответствующий роли. Пед на то и Пед, что там знают подход к людям и как сделать так, чтобы научить.

«К ЕГЭ готовилась сама и сдала лучше, чем в школе»

Решила туда поступать, поскольку даже если я не буду работать по специальности в дальнейшем, то детская психология пригодится мне в жизни с моим ребёнком. А вообще, это направление пришлось мне по душе, здесь интересно учиться.

Для поступления сдавала ЕГЭ. Готовилась, кстати, сама и сдала лучше, чем в школе. Сейчас мне немного сложно совмещать учёбу и семью, хотя я на заочке. Всё внимание хочется уделять ребёнку, но и экзамены нужно сдать.

Александра Архипцова, ВГСПУ

Ушла с филфака ВГСПУ в конце четвёртого курса, потому что считаю, что посещаемость всех занятий не является признаком ума. А многие преподаватели уделяют внимание именно посещаемости, не осознавая того, что можно понимать предмет, пропустив некоторые занятия.

Пока училась работала администратором и продолжаю работать сейчас.

Я и бросила универ, поскольку не было возможности совмещать и работу, и учёбу. Поэтому решила уйти и чуть позже восстановиться уже на заочном.

Поступала в пед, потому что хотела стать учителем, но сейчас уже другие цели. Диплом, однако, нужен.

После окончания вуза у меня их будет сразу два. На третьем курсе в том же Педе получила дополнительное образование. Закончила «Ведение теле и радио журналистики» с красным дипломом.

«Пока остановлюсь на двух дипломах и сертификате»

Восстанавливаться буду вновь с четвёртого курса. Не знаю, буду ли ещё потом получать образование, всё возможно. Пока остановлюсь на двух дипломах и сертификате по английскому.

Хорошо хоть, что в Педе есть крутые преподаватели, которые нормально относятся к тому, что ты редко появляешься занятиях. Ведь ты стараешься выполнять все задания. Они понимали, что я работаю, помогали, назначали дополнительные занятия. И я приходила к ним вне пар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас

Будь в курсе всех новостей в нашем городе

You May Also Like

Личная история: я работала вебкам-моделью

Вебкам-модель – это тоже профессия. Особенно после волгоградского образования

Личная история: как я создал себе экоофис

Поговорили с предпринимателем, который открыл производство стройматериалов из пластикового мусора