Культурная жизнь Царицына-Сталинграда-Волгограда менялась кардинально на протяжении всей истории. Из-за своего расположения город всегда находился в гуще революционных и военных событий. Но даже в таких экстремальных условиях жители хотели развлекаться.

Рестораны Царицына для зажиточных жителей

В начале 20 века Царицын был крупным промышленным и транспортным центром Поволжья. В городе активно развивалась культурная жизнь. Был построен Музей местного края (1914), заложен Дом науки и искусств (1913, открыт в 1915), запущен первый трамвай (1913). Царицын был богат как на культурные объекты, так и на развлечения для его жителей.

Театр-сад «Конкордия»

Отдельного внимания заслуживают места общественного питания Царицына, процветающие вплоть до 1917 года. Они были местом развлечения, общения и веселья. Например, ресторан «Конкордия», который находился на берегу Царицы. Сейчас здесь Астраханский мост. Это было место для зажиточных людей. Любое блюдо стоило 25 копеек – большие деньги по тем временам. В меню были: шашлык по-кавказски, стерлядь, осетрина, салат из свежих огурцов, пирожки и многое другое. Всего 25 наименований. Ресторан был частью комплекса «Конкордия», куда входили еще сад и театр.

На улице Гоголя располагался самый дорогой ресторан Царицына — «Люкс». Меню насчитывало более 15 позиций и цены были выше, чем в «Конкордии». Все блюда стоили дороже 30 копеек, но и отличались от того, что предлагали в «Конкордии». Немецкие щи, пирожки с осетриной, почки брешет, а на десерт мороженое и бисквиты. Алкоголь, живая музыка, пение девушек – атмосфера была расслабляющей. Ресторан располагался в гостинице «Люкс». Здание было построено в начале 20 века В. Миллером и выглядело очень изыскано. Там даже был лифт!

Гостиница «Люкс»

Как развлекались в царицынских кабаках

Но в Царицыне проживали не только богатые люди, но и простые крестьяне. Они тоже хотели есть, пить и развлекаться. На этот случай в городе были обычные трактиры и кабаки. Всего насчитывалось около 235 заведений. Конечно, там не было такого разнообразия блюд и напитков. Подавали пиво, водку, квас и рыбу на закуску. Была и своя живая музыка. На сцене выступали певицы, танцовщицы и арфистки. Тогда это было модно и каждый трактир стремился устроить у себя вечернее шоу. Часто посиделки в кабаках заканчивались драками и поножовщиной, ведь контингент был, мягко говоря, некультурным.

Угасание ресторанной культуры началось с 1914 года. Началась Первая мировая война, общая военная мобилизация в стране. И хотя в Царицыне боевые действия не проходили, война сумела оставить свой след в истории города. В том же 1914 году начал действовать «сухой закон». Он разом лишил рестораны и кабаки большей части доходов.

Что ставили в театрах Царицына

Из развлечений в Царицыне были кинотеатры: «Парнас», построенный Миллером на деньги от продажи «Конкордии», электротеатр «Рим», французский «Паттэ». К 1916 году в городе было 13 кинотеатров.

Кинотеатр «Парнас»

Ходили жители и в театры. Первое упоминание о театре произошло в 1872 году. Труппа из 15 человек (8 мужчин и 7 женщин) располагалась в каменном здании и содержалась неким Ярославцевым. Уже известная нам «Конкордия» (1907), стала местом выступления российских знаменитостей. В сезон 1908 года ставили шедевры русской классики: «Жизнь за царя» Глинки, «Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского. В обоих операх пели Николай и Медея Фигнеры – солисты Мариинского императорского театра. Кстати, и сам владелец В. Миллер играл в любительских спектаклях.

В 1913 году на деньги мецената Репникова построен Дом науки и искусства с залом на 1100 человек. В советский период там располагался драматический театр М. Горького, а сейчас Новый Экспериментальный Театр. В 1914 году появляется Народный театр с комическими пантомимами и драматическими спектаклями.

Дом науки и искусств

Царицын был городом больших контрастов в области развлечений. С одной стороны — изысканные рестораны, гостиницы, кинотеатры и театры для просвещения жителей. С другой — грязные базары, рынки на берегу Волги, кабаки, бедность, отсутствие образования. Первых атрибутов было ничтожное количество, все же низкий уровень жизни преобладал.

Как изменился Царицын после 1917 года

Гражданская война перевернула жизнь в городе. В кинотеатрах и театрах стало больше военной и патриотической темы, но они продолжали работать. Все общественные заведения были отличным инструментом влияния пролетарской пропаганды на население.

Рестораны теряют свою актуальность, ведь пришла новая коммунистическая идеология.

Зато продолжает действовать созданный в 1914 году Музей местного края. В 1921 году его переименовывают в Губернский. Имущество и экспонаты таинственным образом исчезают из музея после революции, лишь часть из них потом оказалась в подвале Дома науки и искусств. Кстати, там образовался лазарет для раненых. Сначала привозили бойцов с фронта Первой мировой, затем Гражданской войн.

Царицын 1917 год

Летом 1917 года в нынешнем здании театра Музыкальной комедии размещался городской комитет РСДРП. В целях укрепления веры в советскую власть на базе комитета были созданы секции, ведающие театральной и культурно-просветительской работой, а также клуб коммуны. По всему городу проходили митинги, торжественные собрания. Воодушевленные ораторы призывали всех к построению коммунизма и верили в неизбежность мировой пролетарской революции. Теперь в кинотеатрах и театрах не прекращаются выступления солдат и рабочих. После выступлений поет пролетарский Красный хор Перегудова, а затем все вместе поют «Интернационал» или «Марсельезу»

В марте 1918 открывается Общество народных университетов — отдел, ведающий развитием культуры. Ни безработица, ни кризис продовольствия, ни голод не мешают работе этого отдела. Лекции и статьи о музыке и искусстве выходят регулярно. В июле того же года Обществу отдают сад, расположенный перед кинотеатром «Победа». Теперь это Народный сад, которому суждено стать местом сбора всех горожан. Там регулярно проходят симфонические концерты, выступают цирковые артисты, гастролеры и проводятся литературные вечера.

Что такое «живые газеты»

Дети в Народном саду

К 1921 году появляются «живые газеты». Это своеобразная форма массового театра, доступная для всех. «Живые газеты» организовывались в клубах заводов, школах, больницах. Самодеятельные актеры выходили на сцену и читали шутки, частушки, фельетоны и юмористические рассказы. Главной целью выступлений была агитация солдат и населения воевать против «царской» России. «Живгазетчики» превращали чтение в настоящее представление: пели революционные песни, декламировали стихи. Авторами чаще всего были они же. А началось все с устных чтений газет. Но это было скучно и однообразно.

Каждый номер начинался с марш-парада артистов. Затем шла основная часть, в которой обсуждались политические и школьные темы. А потом пели революционные «Взвейтесь соколы орлами», «Кирпичики», «Картошку». Читали стихи поэтов: Есенина, Маяковского, Блока. А в завершении была физкультура и танцы. «Живые газеты» имели много общего с современными сатирическими миниатюрами, которые высмеивали власть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас

Будь в курсе всех новостей в нашем городе

You May Also Like

История волгоградских кинотеатров: Ударник, Родина и Юбилейный

Рассказываем, что показывали в волгоградских кинотеатрах при Царе, Революции и Сталине

История лапшичной Noodles Bar. Почему она закрылась?

Продолжаем рассказывать о знаковых местах Волгограда, которые создавали нашу городскую культуру еще в докофейную эпоху

В честь кого названы главные улицы Волгограда? Часть 1

Попытались разобраться, что означают наши странные названия на улицах.

История волжского бара MARKS. Как всё началось и чем всё закончилось

Узнали у Олега Котрунова, почему о Волжском говорили в Москве